Азербайджан

Я ходил по горам, я глядел меж лугов
В журавлиные очи родных родников
Издалека выслушивал шум тростников
И ночного Аракса медлительный ход…
Здесь я дружбу узнал, и любовь, и почёт.
Можно ль душу из сердца украсть? — Никогда!
Ты — дыханье моё, ты — мой хлеб и вода!
Предо мной распахнулись твои города.
Весь я твой. Навсегда в сыновья тебе дан.
Азербайджан, Азербайджан!…
«Азербайджан», Самед Вургун

  • Флаг
    Флаг
  • Герб
    Герб

Азербайджанская Демократическая Республика была основана в 1918-ом году и являлась первой демократической и светской республикой в мусульманском мире.

18 октября 1991 года Республика провозгласила свою независимость — Верховным Советом Азербайджана был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики» (в конце декабря 1991 года формально завершился распад СССР).

Всенародный референдум принял и утвердил Конституцию Азербайджана 12 ноября 1995 года.

Система правительственной организации Азербайджана основана на принципах разделения власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Главой государства является Президент. Исполнительная власть также принадлежит Президенту. Президент выбирается сроком на 5 лет, посредством всеобщих выборов.

Законодательная власть государства принадлежит Милли Меджлису. Милли Меджлис — однопалатный Парламент, состоящий из 125 депутатов, избранных сроком на 5 лет, на основе всеобщих выборов.

Верховный орган исполнительной власти Президента — Кабинет Министров Азербайджанской Республики, возглавляемый Премьер-Министром. Судебная власть Азербайджана принадлежит независимым судам:

Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Экономическому Суду.

Официальный язык Азербайджанской Республики — азербайджанский, на нем говорят около 95% населения. Религия большей части населения — Ислам.

Столица государства — Баку.

Азербайджанские праздники

Азербайджан — страна с сохранившимися традициями. Издавна отмечаются праздники по лунному мусульманскому календарю:

«Гурбан байрам» («Праздник жертвоприношения»), «Рамазан байрам» («Праздник после поста»).

«Новруз байрам» (Новруз переводится как «новые день») — самый древний и почитаемый в Азербайджане праздник прихода Нового Года (по мусульманскому календарю) и Весны. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21—22 марта. Этот праздник — символ обновления природы и плодородия: сельские люди среднего востока отмечают этот праздник с древних времен. Приготовление к празднику начинается задолго до него. Люди убирают дома, сажают деревья, шьют новую одежду, раскрашивают яйца и готовят национальные блюда: шакярбура, пахлава и др. Пшеницу жарят с кишмишом и орехами (говурга). Обязательно в каждом доме должны быть «семени» — зеленые ростки пшеницы. Каждый вторник в течение 4-х недель до праздника дети прыгают через костры и зажигают свечи. Накануне праздника близкие родственники ходят друг к другу в гости.

Новруз — семейный праздник. В вечер праздника вся семья собирается за столом, заставленным разнообразными блюдами, чтобы сделать Новый Год богатым. Праздник длится несколько дней и заканчивается народными танцами и другими развлечениями: фольклорные песенные группы, соревнования в национальном спорте. В сельских поселениях справляют также праздники урожая.

* В настоящее время в Азербайджане официально отмечаются следующие праздники и даты:

1 января
Новый год.
20 января
День памяти жертвам тоталитарного режима убитых в результате агрессии советских военных сил.
8 марта
Международный женский день.
21—22 марта
Новруз Байрам.
9 мая
День Победы.
28 мая
День Республики.
15 июня
День Национального Спасения Азербайджанского Народа.
26 июня
День создания Национальной Армии.
18 октября
День Государственной Независимости.
12 ноября
День Конституции.
17 ноября
День Национального Возрождения.
31 декабря
День солидарности азербайджанцев всего мира.

Культура

Азербайджанский народ создал самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, музыку и.т.п. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих такие традиционные промыслы, как ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др.

Азербайджанская Республика является сокровищницей памятников истории и культуры. На протяжении многих тысячелетий яркая и многогранная история Азербайджана воплощалась талантом народа в многочисленных бесценных реликвиях.

На территории республики сохранились руины античных и средневековых городов, являвшихся столицами, центрами ремесла и культуры государств, находившихся на территории Азербайджана в отдельные периоды. Это — Габала (Кабала, Кабалака), Барда (Партав), Гянджа, Шабран, Орен Кала (Бейлаган), Шемаха, Халхал и другие.

Большой интерес вызывают оборонительные сооружения — крепости и башни — Чирахкала, Дидван и многие другие, воздвигнутые в начале нашей эры и позже, для защиты от нашествий кочевых племен и иноземных поработителей. Особый интерес представляет комплекс оборонительных сооружений на Апшероне: Мардакянская, Нардаранская, Бильгяхская, Раманинская, Маштагинская и другие башни. Уникальным оборонительным сооружением является воздвигнутая в Баку в XII веке Девичья башня (Гыз Галасы), т.е. непокоренная, представляющая собой восьмиярусное монументальное сооружение высотой 28 метров и толщиной стен у основания 5 метров. В Азербайджане сохранились великолепные памятники зодчества периода существования государства Кавказской Албании (I тысячелетие до нашей эры — VII век нашей эры) — храмовые комплексы в селениях Лекит, Кум Кахского района, в селениях Киш и Орта Зейзит Шекинского района, близ селения Юхары Аскипара Казахского района… Одним из интересных сооружений является Амарасский монастырь в селении Сос Ходжавендского района, построенный в начале IV века нашей эры. На протяжении многих веков он являлся кафедральным собором Кавказской Албании. В V веке в монастыре была открыта школа.

В VII веке нашей эры территория Азербайджана была завоевана арабами. В это время появляются новые типы культовых сооружений — мечети, ханеги и другие.

Архитектура

Архитектура Азербайджана включает архитектуру народов, проживавших и проживающих на территории страны.

Дворцы

  • Дворец Ширваншахов, XV век
    Дворец Ширваншахов, XV век
  • Дворец шекинских ханов, конец XVIII века
    Дворец шекинских ханов, конец XVIII века
  • Шекинский караван-сарай, XVIII век
    Шекинский караван-сарай, XVIII век
  • Ханский дворец в Нахичевани, XIX век
    Ханский дворец в Нахичевани, XIX век

Крепости

  • Четырёхугольный замок в Мардакянах
    Четырёхугольный замок в Мардакянах
  • Крепость Ичери Шехер
    Крепость Ичери Шехер
  • Шекинская крепость
    Шекинская крепость
  • Крепость Аскеран
    Крепость Аскеран
  • Раманинская крепость
    Раманинская крепость
  • Круглая Мардакянская крепость
    Круглая Мардакянская крепость
  • Шушинская крепость
    Шушинская крепость
  • Крепость Гялярсян — Гёрярсян
    Крепость Гялярсян — Гёрярсян

Мавзолеи

  • Гробница Момине хатун в Нахчыване
    Гробница Момине хатун в Нахчыване
  • Мавзолей Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаджа в Зангеланском районе
    Мавзолей Йахйи ибн Мухаммада ал-Хаджа в Зангеланском районе
  • Мавзолей Сейида Йахья Бакуви в Баку
    Мавзолей Сейида Йахья Бакуви в Баку
  • Мавзолей «Йедди-кумбез»
    Мавзолей «Йедди-кумбез»

Мечети

  • Мечеть Тезепир, 1905—1914 годы
    Мечеть Тезепир, 1905—1914 годы
  • Мечеть Биби-Эйбат. (Современное здание, 1998—2008 годы)
    Мечеть Биби-Эйбат. (Современное здание, 1998—2008 годы)

Среди архитектурных построек в Азербайджане особо выделяются ханегяхи, строительство которых относят к IX—X векам.

Ханегяхи служили прибежищем для суфиев, не имевших собственного жилья, местом совместных религиозных ритуалов, суфийских церемоний. Во многих случаях ханегяхи формировались в течение длительного времени вблизи захоронений святых — пиров.

Храмы и церкви

Свидетельством толерантности и веротерпимости народов Азербайджана, является большое количество храмов и церквей, сохранившихся на ее территории, и представляющих значительный вклад в архитектурное наследие Азербайджана.

  • Храм огнепоклонников Атешгях, (XVII—XVIII века) — святыня зороастрийцев в Сураханах, сооружён проживавшей в Баку индусской общиной.
  • Церковь в селе Киш.
  • Православный Собор Рождества Пресвятой Богородицы в г. Баку.
  • Православный кафедральный собор святых жен-мироносиц в г. Баку, 2001 год.
  • Православный Михайло-Архангельский храм в г. Баку.
  • Церковь Святого Григория Просветителя в г. Баку, 1903 год.
  • Церковь Святого Георгия в Гахе.
  • Католический Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в г. Баку, 1912 год.
  • Католический Храм Пресвятой Девы Марии в г. Баку, 2007 год.
  • Лютеранская кирха в г. Баку, 1899 год.
  • Храм огнепоклонников Атешгях, построенный индусами в XVII—XVIII веках
    Храм огнепоклонников Атешгях, построенный индусами в XVII—XVIII веках
  • Кафедральный собор Святых Жен-мироносиц
    Кафедральный собор Святых Жен-мироносиц
  • Лютеранская кирха
    Лютеранская кирха

Мосты

    • 15-пролетный Худаферинский мост
      15-пролетный Худаферинский мост

Мосты занимали ведущее место среди инженерных сооружений древнего и средневекового Азербайджана. Они строились на дорогах, которые связывали торговые центры: Баку, Шемаху, Гянджу, Тебриз, Ардебиль с путями мирового транзита. Конструктивная схема и архитектурная структура мостов обуславливалась строительными возможностями материала, природными условиями и размещением. В строительстве пользовались разнообразными способами кладки из камня и кирпича — комбинированной кладкой, подбором материалов по цвету, облицовкой тесаным камнем. В кладках мостов из булыжника и колотых валунов применяли каркасы. Часто под устои моста применяли и естественные выхода скал, что значительно увеличивало их устойчивость от воздействия вешних вод. Все сохранившиеся мосты состоят из повторения элементов арочных пролётов, которые отличались друг от друга очертаниями и размерами арок. В Азербайджане известны мосты, построенные в зависимости от рельефа берегов и ширины русла рек.

Бани

    • Баня в Шемаха, карт. Г. Гагарина, 1847
      Баня в Шемаха, карт. Г. Гагарина, 1847

Одним из наиболее распространённых общественных сооружений Азербайджана являлись бани. Кроме выполнения санитарно-гигиенических функций в городах они одновременно служили местом встречи и отдыха. Помещения бани иногда использовали и как место проведения спортивных занятий. Их строили из сырца в виде конического купола. На вершине бани оставляли светодымовые отверстия.

Архитектура XX века

Архитектура начала века

С конца XIX века началось промышленное бурение нефтяных скважин Апшеронского полуострова, что способствовало росту производства во всех остальных отраслях промышленности Бакинской губернии. В начале XX века Баку превратился в один из передовых промышленных городов Российской империи. Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, среди которых выделялись своим состоянием Эммануил Нобель, Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев, Александр Манташев, возводивших новые здания и сооружения в городе.

Меценатство стало основой строительства огромного числа общественных зданий, школ и больниц. Среди сооружённых в это время зданий особо выделялись Исмаиллия (ныне здание Национальной академии наук Азербайджана), Театр братьев Маиловых (ныне здание Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова), Дворец Мухтарова (ныне Дворец бракосочетания).

  • Здание мэрии г.Баку. Архитектор Юзеф Гославский
    Здание мэрии г.Баку. Архитектор Юзеф Гославский
  • Здание Исмаиллия. Архитектор И.Плошко
    Здание Исмаиллия. Архитектор И.Плошко
  • Дворец Мухтарова. Архитектор И.Плошко
    Дворец Мухтарова. Архитектор И.Плошко
  • Театр Маилова. Архитектор Н.Баев
    Театр Маилова. Архитектор Н.Баев

Архитектура Советского Азербайджана

Азербайджанская советская архитектура 20-х годов стилизована под архитектуру мусульманского Востока (здание ж.д. вокзала в г. Баку), 20—30-х годов пронизана идеей конструктивизма, которой были присущи четкие линии проектов и прямые грани фасадов. Этот период тесно связан с работами архитекторов Алексея Щусева, братьев Весниных, С. С. Пэна, Г. М. Тер-Микелова. Ранние работы Микаила Усейнова тоже были в стиле конструктивизма. В 1934 году ЦК Компартии Азербайджана был издан указ, критиковавший этот стиль и призывавший к возвращению к национальным традициям и корням. «Конструктивный» стиль не прижился надолго и уже в 30—40-годы на смену ему пришло творчество архитекторов С. А. Дадашева, В. А. Мунца и Микаила Усейнова, которые совместили в своих строительных проектах классические и национальные архитектурные черты и формы. В этом ряду выделяется творчество Микаила Усейнова. Среди работ Усейнова в «классическо-национальном стиле» Дворец Советов (1934), Азербайджанская государственная академия музыки (1936), Музей Низами (1940), Национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова (1947) и комплекс зданий в НАНА (1948—1960). В 1936 году был создан Союз архитекторов Азербайджана. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев, руководивший республикой в 1969—82 гг., призвал азербайджанских архикторов объединить элементы современной мировой архитектуры с азербайджанским национальным стилем. Среди работ Усейнова того периода станции метро Нариман Нариманов (1968), Низами Гянджеви (1970) и Академия Наук (1976), Гостевой дом в Загульба, жилые дома на проспекте Азадлыг и гостиница Кяпаз (1973) в Гяндже.

  • Здание железнодорожного вокзала. 1919 год
    Здание железнодорожного вокзала. 1919 год
  • «Конструктивный» Дом Печати. Архитектор С.С. Пэн
    «Конструктивный» Дом Печати. Архитектор С.С. Пэн
  • Здание Национальной библиотеки им. М.Ф.Ахундова. Архитектор Микаил Усейнов
    Здание Национальной библиотеки им. М.Ф.Ахундова. Архитектор Микаил Усейнов

Мавзолеи XX века

  • Мавзолей Низами в Гяндже
    Мавзолей Низами в Гяндже
  • Мавзолей Гусейна Джавида в Нахичевани
    Мавзолей Гусейна Джавида в Нахичевани
  • Мавзолей Вагифа в Шуше (в настоящее время заметно повреждён)
    Мавзолей Вагифа в Шуше (в настоящее время заметно повреждён)
  • Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства — Джавад Хана в Гяндже
    Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства — Джавад Хана в Гяндже

Архитектура современного Азербайджана

Современная архитектура Азербайджана воплощает в себе все наследие предыдущих лет, во вновь возводимых зданиях и сооружениях используется «мусульманский», «готический», «классический», «модернисткий» стили с привнесением элементов «национальной» архитектуры. Построенные в последние годы здания чаще всего облицовываются известняковым камнем аглай, залежи которого находятся преимущественно на Апшеронском полуострове, также применяется в качестве внешнего облицовочного материала — мрамор, гранит и алюминиевые композитные панели. Государством проводится целенаправленная политика на улучшение внешнего облика города Баку, строятся новые жилые дома и административные здания, реставрируется фасад старых архитектурных построек, производится благоустройство парковой и фонтанной зоны города. В соответствии с «Государственной программой развития регионов Азербайджана», инициированной Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, повсеместно ведутся работы по строительству новых зданий и капитальному ремонту значимых архитектурных объектов практически во всех городах Азербайджана.

  • Верховный Суд Азербайджана. Баку, 2009 год
    Верховный Суд Азербайджана. Баку, 2009 год
  • Бизнес-центр на окраине Баку, 2009 год
    Бизнес-центр на окраине Баку, 2009 год

Литература

    • Памятник Деде Коркуту в г. Нахичевань, Азербайджан
      Памятник Деде Коркуту в г. Нахичевань, Азербайджан

Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Этот язык появился в регионе в XI—XII веках с приходом тюркоязычных племён из Средней Азии и постепенно развился до его нынешней формы.

Согласно БСЭ, литературный азербайджанский язык начал складываться с XI века, однако письменная азербайджанская литература возникла в XIV—XV веках.

Письменным эпическим памятником огузских племён, позднее вошедших в состав азербайджанского народа является героический эпос Деде Коркуд, который возник в Средней Азии, но окончательно сформировался на территории Азербайджана, где огузы жили более компактно.

C монгольскими нашествиями XIII века усиливается процесс тюркизации Азербайджана, начавшийся ещё в предыдущий период; к концу XV века он привёл к появлению азербайджанской народности со своим собственным языком тюркской группы. Письменная, классическая азербайджанская литература началась после монгольского нашествия и стала развиваться в XVI веке после того, как Сефевидская династия установила своё доминирование в Иране.

Азербайджанская литература развивалась под сильным влиянием персидской литературы, и авторы, писавшие на азербайджанско-тюркском языке, были, как правило, двуязычны.

Первым поэтом, от которого дошли стихи на тюркском языке, был Гасаноглы Иззеддин, живший на рубеже XIII—XIV вв. Гасаноглы считается основоположником национальной литературы азербайджанских тюрков. Самые ранние тексты на тюрко-азербайджанском языке считаются также частью старо-османской литературы.

    • Памятник Насими в Баку
      Памятник Насими в Баку

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской поэзии сыграл живший в XIV—XV веках Имадеддин Насими (называется также тюркским поэтом), который принял мученическую смерть в сирийском городе Алеппо. Юсиф Маддах написал по-тюркски эпическую поэму «Варга и Гюльша». Лирические поэмы на азербайджанском под псевдонимом Хагиги писал султан государства Кара-Коюнлу Джаханшах, а также правитель Государства Ак-Коюнлу Султан Ягуб.

Среди авторов, живших на территории Азербайджана, следует также отметить основателя династии Сефевидов шаха Исмаила I, писавшего под поэтическим псевдонимом Хатаи, автора поэмы «Дахнаме» («Десять писем») — одного из первых произведений азербайджаноязычной поэзии. В тот же период в Ираке жил и творил выдающийся азербайджанский и турецкий (османский) поэт Физули, одинаково изящно писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

    • Исмаил I
      Исмаил I

В XVIII веке завершается процесс формирования самостоятельного азербайджанского языка.

В XIX веке территория Азербайджана вошла в состав Российской империи, что оторвало местное население от персидской традиции и приобщило его к русско-европейской. В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу Ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. Автором ряда прозаических произведений являлся Султан Меджид Ганизаде («Гордость учителей», повесь «Ожерелье невест», рассказы «Диван Аллаха», «Гурбан байрамы» и др.). Некоторые прозаические произведения принадлежали перу писателя Магомет Таги Сидги.

    • Мирза Фатали Ахундов
      Мирза Фатали Ахундов

В середине века возникает новый жанр в азербайджанской литературе — драматургия, основоположником которой стал Мирза Фатали Ахундов. В период с 1850 по 1857 годы им создаются 6 комедий и одна повесть, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана первый половины XIX века. Ахундов становится также зачианателем литературной критики.

Другой драматург — Наджаф-бек Везиров в 1896 году создал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахреддина».

В конце XIX века начинают свою литературную деятельность Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Нариманов организовал первую в Азербайджане народную библиотеку-читальню, создал ряд художественных произведений, в том числе первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию «Надир-шах».

    • Аббас Сиххат
      Аббас Сиххат

В начале XX века начинают своё творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид и Аббас Сиххат. Большим культурным событием стало издание книги Аббас Сиххата «Западное солнце» (1912), состоявшая из двух частей, в которую он включил переведённые им произведения более двадцати русских поэтов. В своих произведениях Сиххат и Абдулла Шаиг выдвигали на передний план проблемы просвещения, образования, воспитания и нравственности. Поэт Мирза Алекпер Сабир заложил на Востоке основы поэтической школы — Сабировской литературной школы.

На рубеже 1910—1920-х гг. в Азербайджане творили авторы Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Уммигюльсум, которые воспевали государственную независимость Азербайджана, обретённую в 1918 году. К этому времени относится и творчество Сакины Ахундзаде, ставшей первой женщиной-драматургом в азербайджанской литературе.

Литература Советского Азербайджана

Установление Советской власти в Азербайджане ознаменовалось расстрелом в Гянджинской тюрьме одного из азербайджанских просветителей — директора Казахской учительской семинарии, автора брошюры «Литература азербайджанских татар» (Тифлис, 1903) Фиридун-бека Кочарлинского. Впоследствии жертвами репрессий пали основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе и драматург Гусейн Джавид, поэт Микаил Мушфиг, прозаик и литературный критик Сеид Гусейн, поэт и автор гимна Азербайджана Ахмед Джавад, писатель и учёный Юсиф Везир Чеменземинли и другие.

Лаконичный и сдержанный стиль поэта Самеда Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Им были созданы героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937), историческая драма в стихах «Ханлар» (1939), любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941), а также множество других произведений.

Писатель Мехти Гусейн в 1942 году создаёт первую азербайджанскую историческую повесть — «Комиссар».

Основоположником детективного жанра в азербайджанской литературе стал Джамшид Амиров. На рубеже конца XX века известноть получает поэт Бахтияр Вагабзаде, написавший более 70 стихотворных сборников и 20 поэм. Одна из его поэм — «Гюлистан» была посвящена азербайджанскому народу, разделённому между Россией и Ираном и его стремлению к объединению.

Музыка

Достижения азербайджанской музыкальной культуры — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. Эти традиции вплоть до начала XX века носили устный характер, с одной стороны, уходя корнями в народное бытовое творчество, а с другой, приобретая черты профессионального искусства, особенно отчётливые в мугамате и творчестве ашугов.

    • Азербайджанские танцоры в национальном костюме
      Азербайджанские танцоры в национальном костюме

На протяжении веков азербайджанская музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Бытовало народное песенное творчество, многогранно отразившее различные стороны национальной жизни. Танцевальная музыка также является самостоятельной областью в азербайджанском музыкальном фольклоре. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурна, нагара, гоша-нагара, деф и др.

    • Азербайджанские музыканты
      Азербайджанские музыканты

Народное искусство представлено также искусством ашугов, подчинённого определённым стилистическим признакам. Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кёр-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ащуг Гариб»), песни-диалоги — дейишме (муз.-поэтич. соревнования 2 ащугов), аккомпанируя себе на сазе.

Возникновение мугамов связано с развитием городской культуры в Средние века. Исполнители мугамов — музыканты-профессионалы, составляющие вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист. Текстами мугамов служат в основном стихи поэтов-классиков.

Фундамент современной музыкальной культуры заложен Узеиром Гаджибековым, создавшим первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» по одноимённой поэме Физули (1908), оперетту «Аршин мал алан» (1913) и др.

Среди азербайджанских композиторов можно выделить Кара Караева, Фикрета Амирова, Афрасияба Бадалбейли, основоположника азербайджанского джаза Вагифа Мустафа-заде, создавшего новый музыкальный жанр — джаз-мугам, смешав элементы джаза с азербайджанской нардной музыкой.

Значительную часть народной музыки составляют семейно-бытовые песни — свадебные и траурно-погребальные (йуг, агы, марсия). Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам.

Народное песенное творчество разнообразно по жанрам (обрядовые, бытовые, лирические, исторические, трудовые, шуточные и др.)

Первые азербайджанские массовые песни были написаны Гаджибековым и Магомаевым в 1920—1930-х гг., а начиная с 1950-х гг. этот жанр получил развитие в творчестве других авторов. Своей «Детской сюитой» для фортепиано композитор Асеф Зейналлы заложил основу азербайджанской детской музыки. Он стал автором первых образцов национального романса, а Узеир Гаджибеков позже создал новый жанр — романс-газель на основе форм восточной поэзии. В песенном творчестве Тофика Кулиева слились ладово-интонационные особенности народной музыки и советской лирической песни.

Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей.

Женские танцы — сдержанны, пластичны, лиричны (Вагзалы, Узундере), мужские — оживлённые, отмеченные удалью, силой (Газахы, Гайтагы, Ханчобаны). Основная часть народных танцев — сольные, но встречаются также парные и групповые (халай, яллы, йорду-йорду, джанги). В азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов: раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях и хумаюн, каждый из которых отличается особым образно-эмоциональным характером и содержит сумму определённых попевок.

Разнообразием пользуются азербайджанские народные музыкальные инструменты. Наиболее широко распространены духовые — тутэк, балабан, зурна; струнно-щипковые — тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз, бёйюк-саз, голтух-саз), уд, канон; струнно-смычковые — кеманча; ударные — дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Создателем азербайджанского тара (11-и струнного) является азербайджанский музыкант-конструктор Садыхджан, живший в XIX веке и получивший прозвище «Отец тара». 1 мая 1932 года композитор Узеир Гаджибеков создал первый нотный оркестр азербайджанских народных инструментов им. С.Рустамова, а в январе 2000 года при Азербайджанской государственной филармонии был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов.

Важнейшим жанром устной профессиональной музыки Азербайджана, как и во многих странах Ближнего и Среднего Востока, является мугам.

Согласно Энциклопедии Ираника, заметное влияние на развитие азербайджанских музыкальных традиций и терминологии оказали иранские музыкальные элементы, в свою очередь азербайджанские музыкальные элементы встречаются в иранской музыке, особенно в танцевальных ритмах. Азербайджанская музыка исполняется и в других регионах Кавказа, главным образом среди армян, которые переняли мугамную систему и такие музыкальные инструменты, как кяманча и тар.

Мугам

Мугам является основным жанром азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. Мугам — монодийная циклическая композиция, заключённая в рамки отшлифованной формы, главная особенность которого заключается в органическом синтезе стабильного (канонического) и свободного (импровизационного) начал. Для мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в аккомпанементе опорных ступеней вокальных мелодий, имитационное построение партии тара и кеманчи. В Азербайджане мугам исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей: тарист, кеманчист, бубнист, а иногда сам певец-ханенде является одновременно бубнистом. Мугам состоит из импровизации речитативного склада, составляющей остов композиции, чередующейся с ритмическими теснифами (вокал) и ренгами (инстр.). Исполнение мугамов требует специальной подготовки как в плане знания материала и формы, так и в плане виртуозности и техники. Речевой пласт мугама базируется на лирических газелях известных поэтов Ближнего и Среднего Востока. Определённую группу жанров профессиональной музыки устной традиции составляют инструментально-вокальные мугамы, получившие название зерби-мугамов(ритмический мугам), где большая роль, в сопровождающем пение ансамбле, отводится ударному инструменту.

В 2003 году ЮНЕСКО объявил азербайджанский мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Ашугская музыка

    • Азербайджанские ашуги выступающие в Ичери Шехер
      Азербайджанские ашуги выступающие в Ичери Шехер

К ветви профессионального искусства устной традиции принадлежит и музыкально-поэтическое творчество ашыгов (от слова «эшг» — любовь) — певцов-сказителей-поэтов.Термин ащыг впервые возник в XIV в. (в далеком прошлом — «озан», «варсаг», «деде»). Ашыг исполняет свои сказания, сопровождая себя на сазе. Содержание творчества ашугов: эпос, социальность. Наиболее распространённые жанры: дастан (героико-эпическое сказание), дейишме (состязание), устаднаме (песни-нравоучения), гезеллеме (песни-дифирамбы), шикесте, мисри (лирические песни).

Вокально-инструментальное искусство ашугов основано на классических мелодиях (свыше 80), каждая из которых имеет множество импровизационных вариантов. Это искусство имеет определённые стилистические признаки (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий и др.).

Ашуги аккомпанируют себе на сазе, 3 струны которого чаще всего настроены в кварто-квинтовом соотношении (это создаёт несложную форму гармонического многоголосия).

В 2009 году на четвёртой сессии Комитета по защите нематериального наследия ЮНЕСКО в Абу-Даби (ОАЭ) азербайджанское ашугское искусство было внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

С конца XIX века в Азербайджан интенсивно проникает европейская, в особенности русская, музыкальная культура. В Баку организуются симфонический оркестр, частная оперная труппа, филиал РМО. В Шуше организуется кружок музыкальных и литературных деятелей, поставивший в 1897 году первый в Азербайджане музыкальный спектакль «Смерть Меджнуна на могиле Лейли».

Оперное искусство

Основоположником азербайджанского оперного искусства стал композитор Узеир Гаджибеков, написавший в 1908 году оперу Лейла и Маджнун по одноимённой поэме Физули. Он стал основоположником жанра мугам-опера, сочетающая в себе нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вокальной импровизацией — мугамом на основе указанного композитором текста.

Следующим крупным достижением для азербайджанского оперного искусства стало создание Гаджибековым оперетты Аршин мал алан.

Первой азербайджанской оперой, основанной на классических музыкально-сценических формах, стала «Нэргиз» Магомаева (1935), отразившая революционные события в Азербайджане 1920-х гг. Композитор Фикрет Амиров создал по мотивам одноимённой драмы Джафара Джаббарлы оперу «Севиль» (1953), ставшей первой национальной лирико-психологической оперой.

Симфоническая музыка

Сюита А.Зейналлы «Фрагменты» (1931) считается первым образцом азербайджанской симфонической музыки.

Симфонический жанр, возникший в Азербайджане в 1920—30-х гг. (М. Магомаев, А. Зейналлы), достиг подъёма во 2-й половине 40—60-х гг. Композиторскую школу республики возглавил Кара Караев, творчество которого соединило национальные черты и стилевые особенности современной музыки, выдвинуло азербайджанскую музыку на арену мирового музыкального искусства.

Для Фикрета Амирова характерны жанрово-лирический симфонизм, романтическая патетика (концерт для фп. с оркестром народных инструментов, соавтор А. Бабаев, 1946; струн. симфония «Низами», 1947; сюита «Азербайджан», 1950).

В 1947 году он пишит симфонию «Низами» — первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра, а в следующем году в его творчестве возникает новый жанр: симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд Овшары», суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.

Симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947) Кара Караева положила начало лирико-драматическому симфонизму в Азербайджане.

Джаз

Азербайджанский джаз начал зарождаться в 1930-х годах, когда композитор Тофик Кулиев совместно с дирижёром Ниязи создал первый джазовый оркестр в Баку. Однако, основоположником азербайджанского джаза стал Вагиф Мустафа-заде, создавший новый музыкальный жанр — джаз-мугам, смешав элементы джаза с азербайджанской народной музыкой. В 1957 году певец Рашид Бейбутов создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты.

Популярная музыка

Основоположниками современной национальной школы вокального мастерства были певцы Шовкет Мамедова и Бюль-Бюль.

Были популярны такие певцы как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Шовкет Мамедова, Бюльбюль, его сын Полад Бюль-Бюль Оглы Долгое время азербайджанский симфонический оркестр возглавлял дирижёр Ниязи. В 2009 году азербайджанка Айсель Теймурзаде и певец Араш с азербайджанскими корнями заняли на конкурсе Евровидение 3-е место, а в 2010-ом — Эльдар Гасымов и Нигяр Джамал заняли 1 место!