Директор фильма «Не бойся, я с тобой-2»: «Кино — это большое хозяйство»
Источник: Day.Az
Много ли зависит от директора картины на съемочной площадке? Чтобы выяснить это, корреспондент «Эхо» встретился с Надиром Алиевым, директором новой запускающейся в Азербайджане полнометражной киноленты, являющейся продолжением нашумевшей в 80-х годах прошлого века картины Ю.Гусмана «Не бойся, я с тобой!».
Надир Алиев работает в кино на протяжении 40 лет с такими известными кинорежиссерами как Расим Оджагов, Вагиф Мустафаев, Гусейн Мехтиев, Юлий Гусман.
— Итак, вы снова работаете с Юлием Гусманом в новом фильме. Расскажите о вашем пути как директора фильма в большое кино?
— Я закончил экономический факультет ВГИКа, сегодня он называется продюсерским. Для многих непосвященных кино — это большая загадка! Кто-то из великих, кажется, Антониони, высказал мнение, что «кино — это девяносто девять процентов подготовки и лишь один процент съемочного процесса!»
Действительно, мэтр прав, кино — это большое хозяйство. Руководитель группы в качестве директора фильма или исполнительного продюсера — это необходимый человек на съемках, хорошо разбирающийся в технологии кинопроизводства, которое с каждым годом становится все сложнее. И чтобы правильно планировать работу на съемочной площадке, он должен быть хорошо информированным человеком.
— Но ведь это трудно, прямо из института погрузиться в хозяйство кинопроизводства человеку, не имеющему опыта в этом вопросе?
— Я не соглашусь с таким утверждением. Дело в том, что во ВГИКе студенты проходят многопрофильную и достаточно основательную производственную практику. К примеру, я проходил практику на киностудии «Азербайджанфильм». Это была курсовая десятиминутная работа Джагангира Мехтиева «Дурак». Как правило, денег на такие работы выделяются в мизере. И поэтому директору фильма приходится в процессе съемок нередко заменять заболевшего работника. Сегодня весь кинематографический мир так работает. Как известно, из-за слабого финансирования киноискусства в прокат выходят немало малобюджетных фильмов, некоторые из которых становятся достаточно популярными у зрителя.
— А когда вы стали полноправным директором картины, кто из кинорежиссеров был у вас первым?
— Первый фильм, в котором я самостоятельно работал сначала как заместитель директора, а к концу съемок — как директор фильма, был фильм по сценарию Рустама Ибрагимбекова «Дачный домик для одной семьи». Его снимал Юлий Гусман. Монтаж фильма проходил в Москве. Второй фильм был по сценарию Надежды Исмайловой «Остров, который ты возьмешь с собой!». Оператором фильма был Гусейн Мехтиев. Это известный кинооператор, снявший в 2004 году известный фильм «Мелодия пространства» и написавший два сценария: «Чужое имя» и «Свидетельница». С тех пор по сегодняшний день я работаю исполнительным директором и продюсером. В 1991 году меня пригласил работать директором фильмов в свою независимую студию «Оджаг» народный артист Азербайджана, кинорежиссер Расим Оджагов, снявший в числе других и такой популярный фильм, как «Допрос». Мы работали с ним достаточно долго и сняли ряд неплохих кинолент, которые вошли в золотую десятку лучших фильмов, которые выходили в Азербайджане.
— Вы можете несколькими штрихами обрисовать характер Расима Оджагова?
— Вы находитесь в комнате, в которой работал покойный Расим Оджагов. Мы сохранили мебель, которая стояла в его кабинете, зелень на подоконнике, фотографии с эпизодами из его фильмов до сих пор висят на стенах. Моя комната была по соседству. После смерти Оджагова я попросил руководство киностудии, чтобы сохранить все, что было в комнате мэтра, чтобы его кабинет передали мне. Считаю, что как человек, проработавший с Оджаговым более 15 лет, я это заслужил. Мне пошли навстречу. Теперь те, кто сохранил воспоминания о Расиме, заходя в этот кабинет, невольно вспомнят какой-то эпизод, сохранившийся из воспоминаний об этом человеке. А это новый штрих к биографии человека, немало сделавшего для развития отечественной кинематографии.
— Говорят, что у Оджагова был сложный характер, и тем коллегам, которые работали с ним, было несладко. Только вам удалось с ним проработать довольно большой промежуток времени. Как вы с ним ладили?
— Это был человек, умудренный опытом и кинематографической практикой. Я был моложе его на 19 лет. Работа в созданной Расимом Оджаговым после развала СССР и кинематографии в каждой республике Страны Советов, в целом, независимой кинокомпании «Оджаг», требовала большой ответственности. Это был особенно трудный период в нашем кинематографе. Задача перед нами стояла одна и главная — по мере сил и возможностей сохранить азербайджанское кино. Оджагову в этот период его деятельности надо было быть очень строгим и ответственным человеком. Его беспокойный характер многим был не по нраву. По гороскопу он был Скорпионом, а я — Львом. И, тем не менее, принципиальных разногласий у нас с ним на съемках не было. Горячие дебаты с ним проходили вне съемочной площадки. Как правило, они касались существа дела и в обстановке тет-а-тет. В целом же, это был очень интересный и талантливый человек с наработанной годами большой, практической кинематографической школой. И если мы с ним проработали достаточно долго, то это значит, что у нас было что-то общее, что помогало съемочному процессу.
— Но вы работали и с другими режиссерами. Что вы взяли для себя у них?
— Наверное, нет в Азербайджане именитого кинорежиссера, над фильмом которого я бы не работал. Вот с Эльдаром Гулиевым, который снимал фильм «Сердце, сердце», я работал в качестве заместителя директора картины. Это высокоинтеллектуальный кинорежиссер нашей отечественной кинематографии. Я всегда поражаюсь его поведением на съемочной площадке. Он не кричит, говорит вполголоса, но с чувством. До каждого актера старается донести именно ту трактовку роли, которую он видит по сценарию. Мне нравится, как он с гордо поднятой головой вышагивает по коридорам киностудии. Это человек, уважающий себя и свое дело. Это мне всегда импонирует в нем.
Мне было приятно работать и с другими кинорежиссерами: Гусейном Мехтиевым, Рустамом Ибрагимбековым, Юлием Гусманом, Мехрибан Алекперзаде. Людей, за плечами которых большая школа и наработанный профессионализм.
— Сколько отснятых кинолент в вашем активе?
— Около семидесяти. В целом, я провел на съемочной площадке 1452 дня, или 3—4 года.
— А что помогало выжить нашим работникам кино в трудные годы после развала? Ведь и вы тоже некоторое время были без работы.
— Тем из наших кинематографистов, кто выжил в эти трудные годы, помогали выживать вера, любовь и надежда. К примеру, я месяцами не получал зарплату. Но я не бегал, как говорится, за длинным рублем и довольствовался тем, что давала мне жизнь. Видимо, Бог видел мои мытарства, оценил и решил мне со временем помочь.
— Какой была преамбула вашей встречи с Юлием Гусманом перед запуском первого фильма «Не бойся, я с тобой!»?
— Наверное, сыграл роль тот факт, что я участвовал в качестве директора фильма в его дипломной работе.
— В чем разница между директором фильма и продюсером?
— Директор фильма в период рыночных отношений — это организатор производства, а продюсер — человек, чья функция — вести поиск инвестиций и правильное их распределение. В советские годы эти две должности были возложены на плечи одного человека — директора фильма. У нас думают, что исполнительный продюсер является и директором картины.
— У вас есть хобби?
— Некоторые фотографии, которые развешаны на стене, плоды моих фотографических изысканий. Я снимал на мобильник в Америке, в странах Европы как в городах, так и на природе. У меня много портретов. И еще. Мое отношение к человеку осталось прежнее. Он для меня по-прежнему интересен. Даже несмотря на характерный в период капитализма принцип жизни человека — прагматизм. Я люблю людей, и по возможности стараюсь близко узнать человека.
— А что для вас поменялось между прошлым и настоящим в жизни?
— Жизнь не может оставаться на месте, она, продолжаясь, постоянно обновляется, как и отношения между людьми. Жизнь — это постоянная борьба за свои идеи, позицию в ней, за свое место в этой жизни. Что-то хорошее может остаться в прошлом, зато сегодня появилось что-то новое. Разница между прошлым и настоящим — это извечный спор поколений. В целом, я считаю себя счастливым человеком, поскольку я много лет работаю в кино, которое люблю и надеюсь своим родом деятельности и дальше приносить пользу отечественному кинематографу. Каждый новый фильм — это новая жизнь и новое отношение к жизни.
Все материалы раздела «Публикации»