Мультикультурный шок
21 октября 2011, 09:59
Письмо пятое
Когда один из героев Мольера узнал, что говорит прозой, это открытие потрясло его.
Я родился, рос, учился и работал в Баку.
В интернациональном, теплом, добром и дружелюбном городе. И понятия не имел, что живу я, оказывается, в неоднозначной мультикультурной среде, а хулиганы на танцах в клубе железнодорожников на станции «Насосная» – этнические преступники. Да сами хулиганы этого не знали. Впрочем, как и мы – ученики школы №160. Однажды нас сильно отмутузили, совершенно не заморачиваясь, кто какой национальности.
Неважно, какой народ ты представляешь.
Важно, какой ты человек.
Кто судит о людях по цвету их кожи или по форме носа, те, кто называют своих соседей на планете Земля черномазыми, жидами и прочими нехорошими словами, – на самом деле сами такие: затюканные ничтожества, безнадежные националисты, фальшивые патриоты.
Эта аксиома никогда не требовала доказательств в моем родном городе.
Мои прадедушки и прабабушки, приехав в Азербайджан во времена индустриального и нефтяного бума, не знали, что они гастарбайтеры.
Впрочем и я, приехав через добрую сотню лет на работу в Москву, тоже об этом не догадывался.
В Баку веками дружно жили азербайджанцы, русские, армяне, грузины, евреи, лезгины, украинцы, поляки и представители доброго десятка других национальностей.
Конечно, всем были известны «правила игры».
Например, во главе ЦК или горкома коммунистической партии всегда стоял азербайджанец. Вторым обязательно был русский. Некоторые районы республики и Карабахскую область непременно возглавляли армяне.
Но в общении между людьми не было никакой национальной розни, напряженности, неписанных законов или негласных табу.
На бытовом уровне всё было по-честному. Ну, скажем, единственные две золотые медали в нашем выпускном классе были у армян Игоря Саркисова и Саши Саакяна. Единственная серебряная – у еврея Виталия Соскина (я тоже шел на медаль, но меня подкосила четверка по черчению).
До сих пор толком не знаю, какой национальности были некоторые ученики, с которыми я десять лет проучился в одном классе. Например, Нофель Керимов и Нурик Ахмедов, понятно, были азербайджанцы; Вадик Васин и Сережа Васильев – русские. Но кем был, к примеру, Валера Агарунов? То ли тат, то ли кто-нибудь ещё…
Никого это в принципе не волновало! Главное, что все они были настоящие – честные, хорошие парни, преданные друзья.
И вот сегодня, через тридцать лет, я привез в свой родной город почти пятьдесят человек «гастарбайтеров» из России.
Многие из них впервые попробовали вкус наших фруктов и услышали красивый, но незнакомый язык жителей страны под названием Азербайджан. Впервые ощутили тепло не только нашего солнца, но и наших сердец.
В нашей съемочной группе помимо москвичей работает больше ста человек азербайджанцев.
За три месяца, Слава Богу, не было ни одного конфликта. Сама атмосфера, когда ты находишься среди людей, которые относятся к тебе дружелюбно и с уважением, вдохновляет. Значит, живы традиции моего родного города!
Нас здесь принимают не просто как дорогих гостей – как родных!
Почувствовать неприязнь на работе или на улице практически невозможно.
По-прежнему большинство бакинцев говорит на русском. Работают Русский драматический театр, Славянский университет. В кинотеатрах идут фильмы на русском языке, радиостанции передают русские песни.
Однажды я слышал, как второй оператор сказал кому-то по телефону: «Я за границей и вернусь только через месяц»!
Я подумал тогда, какая же «заграница» – Баку? А потом не без грусти понял.
Да, сегодня Азербайджан – независимая страна.
И для многих, родивших уже не в СССР, а в новой России – наша бывшая республика, теперь, к сожалению, абсолютно чужая страна. Границы, таможни…
Хотелось бы, конечно, чтобы это были только формальные границы. И мы сами, с обеих сторон, должны сделать всё, чтобы границы не прошли по нашим душам, чтобы не прерывались человеческие и культурные связи. Движение навстречу друг другу обязательно должно быть двусторонним.
… А у нас пока, тьфу-тьфу-тьфу, всё замечательно.
И хочу заметить, что не только люди, но и сама природа благоволит нам.
Даже старожилы (если не сказать ещё точнее – горные долгожители) не упомнят, чтобы в октябре стояла такая прекрасная теплая погода. Так что продолжаем снимать кино.
А те, кому интересны подробности, могут зайти на наш сайт ya-s-toboi-film.ru или почитать новый «отчет о проделанной работе» от Вюгарa Вюгарлы.
Всегда Ваш,
Ю.Г.
Самолеты и послы-пилоты, динамит и пулеметы… – не съёмки, а сплошная песня!
Становились под знамена,
Создавали ратный стан...
Чем ближе к финалу, тем сильнее разгораются страсти на съёмочной площадке фильма «Не бойся, я с тобой–2».
Изрядно поколесив по просторам Азербайджана: по долинам Закатал и по взгорьям Шемахи, поблуждав по ботаническим садам и апшеронским деревням, шла кинодивизия вперёд, чтобы с боем взять… приморский посёлок Нардаран.
Этот поселок знаменит своими старинными банями, одна из которых была построена аж в 1388 году. Ещё более жаркая «баня», как выяснилось, поджидала здесь актеров, каскадеров и всех участников съёмочной группы – бой развернулся почти что настоящий, с подключением «живой силы и техники». Была «оккупирована» одна из бакинских гаваней со съёмками на корабле и всеми вытекающими отсюда последствиями: стрельбой, прыжками за борт и неожиданным выходом в море.
Удалые эскадроны
Приамурских партизан...
В результате борт судна был изрешечен пулями, каскадеры намокли в уже прохладной и пропахшей нефтью воде, а сам корабль, уйдя в море, долго не мог затем пришвартоваться к берегу.
Виновницей почти 50-минутной швартовки экипаж признал помощницу режиссера, ибо, несмотря на предупреждения, что «женщина на корабле – к беде», она решила прокатиться с ветерком.
В результате корабль из-за технических накладок причаливал не кормой, а носом, что и вызвало почти часовую задержку. Со стороны это и выглядело довольно-таки смешно, однако находившимся на самом корабле было явно не до смеха. Хотя бы потому, что они опаздывали на обед. Ведь, как гласит русско-азербайджанская народная мудрость «война войной, а обед – по расписанию».
Чтобы выгнать интервентов
За рубеж родной страны...
На пляже в Нардаране также не обошлось без «внештатных ситуаций».
В частности, один из актеров, уже отметившийся ранее падением с лошади, на этот раз выпрыгнул совершенно добровольно, причём с коня железного, а именно – из грузовика-биотуалета. Дело в том, что через некоторое время после того, как бедолага зашёл в туалет, водитель решил сменить место дислокации и отъехать в сторону. Результат – внезапно открывшаяся в едущем по пляжу грузовике дверь туалета, истошный крик и почти каскадерский прыжок, а ещё море смеха с многочисленными пикантными подробностями и длительным смакованием данного эпизода.
И не гнуть пред их агентом
Трудовой своей спины…
Тем временем на площадке разворачивались и гораздо более серьезные события – их героями были уже посол Полад Бюльбюль оглы и актёр Заур Шафиев, отец и сын по фильму.
Сначала они летели на самолете начала прошлого века, затем врезались в небольшой домик, а потом приняли участие в массовой драке – опять же согласно сценарию.
Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда…
Во всей красе в боевых сценах продемонстрировал свое мастерство экс-чемпиона Европы по таэквондо Илькин Шахбазов.
Правда экс-президенту Азербайджанской федерации карате Юлию Гусману не сразу пришлись по душе сценки боев, но после нескольких дублей и Гусман – режиссер и каратист оказался вполне удовлетворен увиденным.
Но этих «издевательств» режиссеру показалось мало, и он решил искупать актеров в холодной уже воде Каспия, a на календаре, между прочим, середина осени.
Партизанские отряды
Занимали города…
А однажды на съёмочной площадке появились очередные «заморские персонажи».
В частности, добродушный в жизни и жестокий на экране Игорь Золотовицкий в очередной раз подтвердил неписанное правило – великаны бывают по натуре добрыми.
С ним приехала уже полюбившаяся всем красавица Шакира.
На этот раз на ставшей для нее почти родной азербайджанской земле тигрица выступала без всяких капризов и не подвела своего дрессировщика Эдгарда Запашного.
Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни…
Не капризничали и Эльдар Гасымов с Кристиной Гюлалиевой, играющие главных героев картины – Фархада и Ширин.
Их и на бочку с динамитом сажали, и кляпом рот затыкали, но молодежь стойко переносила все «режиссерские пытки».
Между прочим, в роли актера попробовал себя и один из продюсеров фильма – Александр Нахимсон.
Причем, в отличие от продюсера Надира Алиева, бывшего лишь дублером-невидимкой актера Агахана Салманова, Нахимсон засветился во всей красе, гордо прогарцевав в одном из эпизодов на маленьком ослике, стойко перевозившим этот отнюдь не легкий груз.
Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ…
Нелегко было только самому режиссеру-постановщику, который иногда в порыве творческого гнева реально хотел перестрелять из реквизитного пулемета и актеров, и гримеров, и продюсеров и даже вечно восседающего на операторском кране-троне главного оператора фильма Вадима Алисова.
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Что ж, будем надеяться, что на журналистов режиссерский гнев не распространяется.
Иначе – кто же тогда продолжит летопись кинокартины?
Кораблей пустыни в фильме пока еще не было – на снимке: Ширин (Кристина Гюльалиева) на верблюде, Фархад (Эльдар Гасымов) без верблюда (но впереди), неизвестный верблюд и погонщик (Закир) |
---|
Большие проблемы – слева направо: капитан (Ильгар Мусаев), Мурад (Заур Шафиев), Теймур (Полад Бюльбюль оглы), военный министр (Мурад Ягизаров) |
---|
Все начиналось так обыденно – немецкий прораб Вальтер (Дмитрий Быков) и местный корупционер Гафур бек (Бахрам Багирзаде) |
---|
А закончилось немного грустно – новое расставание через 30 лет: Полад Бюльбюль оглы, Лев Дуров и Мухтарбек Кантемиров |
---|
Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов.
Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов.
Блог Юлия Гусмана на сайте радио «Эхо Москвы»
Все материалы раздела «Записки режиссёра»