Мультикультурный шок

21 октября 2011, 09:59

Письмо пятое

Когда один из героев Мольера узнал, что говорит прозой, это открытие потрясло его.

Я родился, рос, учился и работал в Баку.

В интернациональном, теплом, добром и дружелюбном городе. И понятия не имел, что живу я, оказывается, в неоднозначной мультикультурной среде, а хулиганы на танцах в клубе железнодорожников на станции «Насосная» – этнические преступники. Да сами хулиганы этого не знали. Впрочем, как и мы – ученики школы №160. Однажды нас сильно отмутузили, совершенно не заморачиваясь, кто какой национальности.

Неважно, какой народ ты представляешь.

Важно, какой ты человек.

Кто судит о людях по цвету их кожи или по форме носа, те, кто называют своих соседей на планете Земля черномазыми, жидами и прочими нехорошими словами, – на самом деле сами такие: затюканные ничтожества, безнадежные националисты, фальшивые патриоты.

Эта аксиома никогда не требовала доказательств в моем родном городе.

Мои прадедушки и прабабушки, приехав в Азербайджан во времена индустриального и нефтяного бума, не знали, что они гастарбайтеры.

Впрочем и я, приехав через добрую сотню лет на работу в Москву, тоже об этом не догадывался.

В Баку веками дружно жили азербайджанцы, русские, армяне, грузины, евреи, лезгины, украинцы, поляки и представители доброго десятка других национальностей.

Конечно, всем были известны «правила игры».

Например, во главе ЦК или горкома коммунистической партии всегда стоял азербайджанец. Вторым обязательно был русский. Некоторые районы республики и Карабахскую область непременно возглавляли армяне.

Но в общении между людьми не было никакой национальной розни, напряженности, неписанных законов или негласных табу.

На бытовом уровне всё было по-честному. Ну, скажем, единственные две золотые медали в нашем выпускном классе были у армян Игоря Саркисова и Саши Саакяна. Единственная серебряная – у еврея Виталия Соскина (я тоже шел на медаль, но меня подкосила четверка по черчению).

До сих пор толком не знаю, какой национальности были некоторые ученики, с которыми я десять лет проучился в одном классе. Например, Нофель Керимов и Нурик Ахмедов, понятно, были азербайджанцы; Вадик Васин и Сережа Васильев – русские. Но кем был, к примеру, Валера Агарунов? То ли тат, то ли кто-нибудь ещё…

Никого это в принципе не волновало! Главное, что все они были настоящие – честные, хорошие парни, преданные друзья.

И вот сегодня, через тридцать лет, я привез в свой родной город почти пятьдесят человек «гастарбайтеров» из России.

Многие из них впервые попробовали вкус наших фруктов и услышали красивый, но незнакомый язык жителей страны под названием Азербайджан. Впервые ощутили тепло не только нашего солнца, но и наших сердец.

В нашей съемочной группе помимо москвичей работает больше ста человек азербайджанцев.

За три месяца, Слава Богу, не было ни одного конфликта. Сама атмосфера, когда ты находишься среди людей, которые относятся к тебе дружелюбно и с уважением, вдохновляет. Значит, живы традиции моего родного города!

Нас здесь принимают не просто как дорогих гостей – как родных!

Почувствовать неприязнь на работе или на улице практически невозможно.

По-прежнему большинство бакинцев говорит на русском. Работают Русский драматический театр, Славянский университет. В кинотеатрах идут фильмы на русском языке, радиостанции передают русские песни.

Однажды я слышал, как второй оператор сказал кому-то по телефону: «Я за границей и вернусь только через месяц»!

Я подумал тогда, какая же «заграница» – Баку? А потом не без грусти понял.

Да, сегодня Азербайджан – независимая страна.

И для многих, родивших уже не в СССР, а в новой России – наша бывшая республика, теперь, к сожалению, абсолютно чужая страна. Границы, таможни…

Хотелось бы, конечно, чтобы это были только формальные границы. И мы сами, с обеих сторон, должны сделать всё, чтобы границы не прошли по нашим душам, чтобы не прерывались человеческие и культурные связи. Движение навстречу друг другу обязательно должно быть двусторонним.

… А у нас пока, тьфу-тьфу-тьфу, всё замечательно.

И хочу заметить, что не только люди, но и сама природа благоволит нам.

Даже старожилы (если не сказать ещё точнее – горные долгожители) не упомнят, чтобы в октябре стояла такая прекрасная теплая погода. Так что продолжаем снимать кино.

А те, кому интересны подробности, могут зайти на наш сайт ya-s-toboi-film.ru или почитать новый «отчет о проделанной работе» от Вюгарa Вюгарлы.

Всегда Ваш,
Ю.Г.


Самолеты и послы-пилоты, динамит и пулеметы… – не съёмки, а сплошная песня!

Становились под знамена,
Создавали ратный стан...

Чем ближе к финалу, тем сильнее разгораются страсти на съёмочной площадке фильма «Не бойся, я с тобой–2».

Изрядно поколесив по просторам Азербайджана: по долинам Закатал и по взгорьям Шемахи, поблуждав по ботаническим садам и апшеронским деревням, шла кинодивизия вперёд, чтобы с боем взять… приморский посёлок Нардаран.

Этот поселок знаменит своими старинными банями, одна из которых была построена аж в 1388 году. Ещё более жаркая «баня», как выяснилось, поджидала здесь актеров, каскадеров и всех участников съёмочной группы – бой развернулся почти что настоящий, с подключением «живой силы и техники». Была «оккупирована» одна из бакинских гаваней со съёмками на корабле и всеми вытекающими отсюда последствиями: стрельбой, прыжками за борт и неожиданным выходом в море.

Удалые эскадроны
Приамурских партизан...

В результате борт судна был изрешечен пулями, каскадеры намокли в уже прохладной и пропахшей нефтью воде, а сам корабль, уйдя в море, долго не мог затем пришвартоваться к берегу.

Виновницей почти 50-минутной швартовки экипаж признал помощницу режиссера, ибо, несмотря на предупреждения, что «женщина на корабле – к беде», она решила прокатиться с ветерком.

В результате корабль из-за технических накладок причаливал не кормой, а носом, что и вызвало почти часовую задержку. Со стороны это и выглядело довольно-таки смешно, однако находившимся на самом корабле было явно не до смеха. Хотя бы потому, что они опаздывали на обед. Ведь, как гласит русско-азербайджанская народная мудрость «война войной, а обед – по расписанию».

Чтобы выгнать интервентов
За рубеж родной страны...

На пляже в Нардаране также не обошлось без «внештатных ситуаций».

В частности, один из актеров, уже отметившийся ранее падением с лошади, на этот раз выпрыгнул совершенно добровольно, причём с коня железного, а именно – из грузовика-биотуалета. Дело в том, что через некоторое время после того, как бедолага зашёл в туалет, водитель решил сменить место дислокации и отъехать в сторону. Результат – внезапно открывшаяся в едущем по пляжу грузовике дверь туалета, истошный крик и почти каскадерский прыжок, а ещё море смеха с многочисленными пикантными подробностями и длительным смакованием данного эпизода.

И не гнуть пред их агентом
Трудовой своей спины…

Тем временем на площадке разворачивались и гораздо более серьезные события – их героями были уже посол Полад Бюльбюль оглы и актёр Заур Шафиев, отец и сын по фильму.

Сначала они летели на самолете начала прошлого века, затем врезались в небольшой домик, а потом приняли участие в массовой драке – опять же согласно сценарию.

Этих лет не смолкнет слава,
Не померкнет никогда…

Во всей красе в боевых сценах продемонстрировал свое мастерство экс-чемпиона Европы по таэквондо Илькин Шахбазов.

Правда экс-президенту Азербайджанской федерации карате Юлию Гусману не сразу пришлись по душе сценки боев, но после нескольких дублей и Гусман – режиссер и каратист оказался вполне удовлетворен увиденным.

Но этих «издевательств» режиссеру показалось мало, и он решил искупать актеров в холодной уже воде Каспия, a на календаре, между прочим, середина осени.

Партизанские отряды
Занимали города…

А однажды на съёмочной площадке появились очередные «заморские персонажи».

В частности, добродушный в жизни и жестокий на экране Игорь Золотовицкий в очередной раз подтвердил неписанное правило – великаны бывают по натуре добрыми.

С ним приехала уже полюбившаяся всем красавица Шакира.

На этот раз на ставшей для нее почти родной азербайджанской земле тигрица выступала без всяких капризов и не подвела своего дрессировщика Эдгарда Запашного.

Будут помниться, как в сказке,
Как манящие огни…

Не капризничали и Эльдар Гасымов с Кристиной Гюлалиевой, играющие главных героев картины – Фархада и Ширин.

Их и на бочку с динамитом сажали, и кляпом рот затыкали, но молодежь стойко переносила все «режиссерские пытки».

Между прочим, в роли актера попробовал себя и один из продюсеров фильма – Александр Нахимсон.

Причем, в отличие от продюсера Надира Алиева, бывшего лишь дублером-невидимкой актера Агахана Салманова, Нахимсон засветился во всей красе, гордо прогарцевав в одном из эпизодов на маленьком ослике, стойко перевозившим этот отнюдь не легкий груз.

Разгромили атаманов,
Разогнали всех господ…

Нелегко было только самому режиссеру-постановщику, который иногда в порыве творческого гнева реально хотел перестрелять из реквизитного пулемета и актеров, и гримеров, и продюсеров и даже вечно восседающего на операторском кране-троне главного оператора фильма Вадима Алисова.

И на Тихом океане
Свой закончили поход.

Что ж, будем надеяться, что на журналистов режиссерский гнев не распространяется.

Иначе – кто же тогда продолжит летопись кинокартины?



Кораблей пустыни в фильме пока еще не было – на снимке: Ширин (Кристина Гюльалиева) на верблюде, Фархад (Эльдар Гасымов) без верблюда (но впереди), неизвестный верблюд и погонщик (Закир)
Кораблей пустыни в фильме пока еще не было – на снимке: Ширин (Кристина Гюльалиева) на верблюде, Фархад (Эльдар Гасымов) без верблюда (но впереди), неизвестный верблюд и погонщик (Закир)
Ну, кто настоящие герои? Актеры или оператор Федор?
Ну, кто настоящие герои? Актеры или оператор Федор?
На флаг, смирно!
На флаг, смирно!
Большие проблемы – слева направо: капитан (Ильгар Мусаев), Мурад (Заур Шафиев), Теймур (Полад Бюльбюль оглы), военный министр (Мурад Ягизаров)
Большие проблемы – слева направо: капитан (Ильгар Мусаев), Мурад (Заур Шафиев), Теймур (Полад Бюльбюль оглы), военный министр (Мурад Ягизаров)
Нет, это не «спасайся, кто может!», и не крысы бегут с корабля, это начало подвига
Нет, это не «спасайся, кто может!», и не крысы бегут с корабля, это начало подвига
А это его продолжение...
А это его продолжение...
И, наконец, кульминация! (Мухтарбек Кантемиров снова в седле)
И, наконец, кульминация! (Мухтарбек Кантемиров снова в седле)
Зря подлый враг (Абдулло – Игорь Золотовицкий) лелеет свои коварные планы
Зря подлый враг (Абдулло – Игорь Золотовицкий) лелеет свои коварные планы
Но на каждого хитрого Абдулло, есть Эдгард Запашный и тигрица Шакира
Но на каждого хитрого Абдулло, есть Эдгард Запашный и тигрица Шакира
Все начиналось так обыденно – немецкий прораб Вальтер (Дмитрий Быков) и местный корупционер Гафур бек (Бахрам Багирзаде)
Все начиналось так обыденно – немецкий прораб Вальтер (Дмитрий Быков) и местный корупционер Гафур бек (Бахрам Багирзаде)
А закончилось немного грустно – новое расставание через 30 лет: Полад Бюльбюль оглы, Лев Дуров и Мухтарбек Кантемиров
А закончилось немного грустно – новое расставание через 30 лет: Полад Бюльбюль оглы, Лев Дуров и Мухтарбек Кантемиров
И все-таки happy end. Танцуют все!
И все-таки happy end. Танцуют все!
Фото на память – Теймур с семьей: любимая жена Телли (Гамида Омарова), любимая дочь Лейла (настоящая любимая дочь Лейла Бюльбюль), любимая дочь Ширин (Кристина Гюльалиева) и любимый сын Мурад (Заур Шафиев)
Фото на память – Теймур с семьей: любимая жена Телли (Гамида Омарова), любимая дочь Лейла (настоящая любимая дочь Лейла Бюльбюль), любимая дочь Ширин (Кристина Гюльалиева) и любимый сын Мурад (Заур Шафиев)
Какой же финал без Полада? К счастью, в дюнах нашелся рояль
Какой же финал без Полада? К счастью, в дюнах нашелся рояль
Сто лет назад икру с удовольствием ели даже тигры
Сто лет назад икру с удовольствием ели даже тигры
Человек идет за солнцем... (Левая спина моя)
Человек идет за солнцем... (Левая спина моя)




Фотографии: Агдес Багирзаде и Натик Ибрагимов.

Видео: Эльнур Алиев, Рахман Рафикоглы, Али Султанов.

Блог Юлия Гусмана на сайте радио «Эхо Москвы»

Все материалы раздела «Записки режиссёра»