Бахрам Багирзаде: «До воровства невесты дело не дошло»

Интервью «Эхо» с известным актером, издателем, кавээнщиком Бахрамом Багирзаде.

– В фильме «Не бойся, я с тобой–2» ваш персонаж – Гафурбек крадет невесту для своего сына. В жизни вам доводилось делать такое?

– Никогда! Правда, надо отдать должное, я настойчиво боролся за свою будущую супругу. Мне ее не отдавали, но я на протяжении нескольких лет добивался благосклонности ее родителей. Весь этот период ожидания, как этого и требует ХХI век, проходил в достаточно цивильной обстановке. Словом, до воровства невесты дело не дошло...

– Чаще и больше всего вы снимались у культового режиссера Вагифа Мустафаева. Что это – дань моде на режиссера, который снял бестселлер – популярный фильм «Мерзавец», или что-то другое?

– Когда на экраны наших кинотеатров в 1987 году вышла картина «Мерзавец», мне было 15 лет. У меня не было денег, чтобы купить в кассе билет. У родителей просить не хотелось. Пришлось продать свой велосипед «Школьник» на Кубинке за четыре рубля. Я добавил эту сумму к уже имеющимся у меня шести рублям, чтобы купить билет в кино. Фильм «Мерзавец» я впервые посмотрел в кинотеатре «Низами». И даже спустя много лет после той премьеры, когда я снова пересматриваю на видео эту киноленту, то вспоминаю свое детство. Дело в том, что в фильме снялся мой товарищ по имени Руслан. Он играл мальчика, который продавал сигареты. Я тогда задался вопросом, почему в фильме снялся Руслан, а не я? И хотя я тогда был далек от творчества и даже не запомнил имени кинорежиссера, снявшего нашумевший фильм, мне все же было немножко обидно... Прошло четыре года, я поступил на режиссерский факультет. В 1991 году меня в нашем Институте искусств вдруг замечает режиссер Вагиф Мустафаев и приглашает участвовать в своей новой киноленте «Вне». Это произошло следующим образом. Снималась массовка на яхте «КАДУР» фильма «Вне», в котором в главной роли снялся Афтандил Махарадзе. Если помните, он же снялся в фильме «Покаянное», где играл Берию. Потом Вагиф Мустафаев стал приглашать меня для участия в своих последующих кинопроектах.

– А как вам работалось с Юлием Гусманом?

– Гусман большой экспериментатор, и поэтому дает карт-бланш актерам на экспромт. Приятно, что он снял в своем фильме кавээнщиков старого поколения и сравнительно молодого из команды «Парни из Баку».

– Когда Гусман был капитаном бакинской команды КВН, то у него в каждой новой игре была своя «коронка» – он по ходу игры снимал с лица растительность: усы и бороду. А у вас был свой коронный номер на игре?

– Я только снимал свою кепку перед зрителем, но делал это так, как будто снимал шляпу.

– Вы говорили, что для вас в новом фильме Юлия Гусмана интересным моментом были съемки в бане «Фантазия». Почему?

– Дело в том, что эта старая баня, построенная в 1880 году, органично вписалась в мое детство. Мы с папой посещали эту баню в 70-е годы прошлого века. В 50-е туда ходили братья Гусманы и покойный композитор Леонид Ванштейн. Юлий Соломонович решил тряхнуть стариной и снять там эпизод из своего фильма. В эпизоде в бане была сцена драки моих бандитов. Там же сняли сцену исполнения восточного танца танцовщицами.

– А с артистом Мухтарбеком Кантемировым вы пересекались по фильму?

– К сожалению, нет. Мои творческие пути пересекались с Поладом Бюльбюлем. По фильму он являлся военным министром, а я депутатом первого азербайджанского парламента. Я выкрал его дочь для своего сына, которого играл Эльдар Гасымов, победитель Евровидения–2011. Попытка выкрасть невесту для сына по фильму мне не удалась. Как говорит в таких случаях Юлий Соломонович, «все стреляют, все взрывается, но никто, слава Богу, не умирает!».

– Если бы стали депутатом Милли меджлиса, то какой закон постарались «протолкнуть»?

– Во-первых, скажу, что я никогда не стану депутатом Милли меджлиса. Для того чтобы стать депутатом, на первом этапе надо этого захотеть. Я этого не хочу!

– Вы не хотите заниматься политикой?

– Нет, это не мое!

– А если говорить с точки зрения гражданина своей родины, то рассмотрения какого вопроса правительством вы бы пожелали?

– Чтобы был сделан акцент на моральные реформы, связанные только с нравственностью. Остальное пусть решают депутаты и политологи.

– Вы присутствовали во Дворце имени Гейдара Алиева на финале национального отбора Евровидения–2012. Что можете сказать о победительнице Сабине Бабаевой?

– Сабина мне очень понравилась. И я боюсь, что она займет первое место, и нам уже в следующем году снова предстоит принимать Евровидение, а это чревато большими экономическими последствиями. Наша страна уже прилагает немало усилий к тому, чтобы в Азербайджане прошел чемпионат мира по футболу 2020 года. Радует то, что у нас стало меньше конкурентов. Уже отказались проводить мировой чемпионат римляне. Остались всего четыре города: Стамбул, Баку, Токио и Доха.

– Говорят, что после смерти папы вы отошли от участия в играх КВН?

– Я бы не сказал. Каждый человек в этом мире теряет дорогих и близких людей. Мы утешаем себя мыслью, что все ушедшие попадают в лучший из миров. Если бы мой папа видел меня оттуда, то, наверное, порадовался. Потому что и он был творческим человеком.

– Но вы говорили, что хотите закончить дела, которые не успел завершить ваш папа?

– Это чисто семейные вопросы. Я, пока был жив мой папа, всегда учился на его ошибках. И на будущее хочу никогда не повторять допущенные когда-то мною ошибки.

– Как вы попали в цех карикатуристов?

– Когда мне было 19 лет, я отдыхал в пансионате в Загульбе, и чтобы скрасить досуг, что-то рисовал. Однажды ко мне подошел покойный ныне редактор газеты «Спорт» Акшин Кязимзаде. Он просмотрел мои рисунки и предложил нарисовать в виде карикатуры темы из спорта. В сентябре 1991 года я отнес в издательство «Коммунист», где располагалась редакция газеты «Спорт», восемь карикатур. Все они были опубликованы. А через две недели к нам в квартиру постучался почтальон, который принес квитанцию на получение гонорара из газеты «Спорт». Я получил тогда 12 рублей. Сегодня я довольно прилично зарабатываю, участвуя в разных проектах, но ту приподнятость в настроении, которую я ощутил, получив свои первые гонорары, ни с чем не сравнить.

– А на телевидении вы как «засветились»?

– В одиннадцать лет я снялся в детском спектакле, за участие в котором я получил 4 рубля 50 копеек. Помню и первую свою зарплату, в «Азернешл», где работал рабочим на бумажном складе. Там мне ежемесячное платили 114 рублей. Это были первые мои честно заработанные деньги.

– Вы уже достаточно опытны, чтобы и самому снять какой-нибудь фильм. Вам это неинтересно?

– По специальности я режиссер. Чтобы снять фильм, нужны большие деньги. Сейчас я не могу позволить себе пойти на прием к министру культуры и попросить для съемок деньги. Почему? Внутренне я чувствую, что еще не готов на народные деньги снимать какой-либо фильм. Другое дело, если бы у меня были свои, личные деньги. Я бы обязательно что-то снял.

– Многие телезвезды уверяют, что не смотрят проекты, в которых сами участвуют. А что вы скажете по этому поводу?

– В наше время возникла такая высокая скорость в проведении каких-либо проектов и в большом количестве, что чисто физически я не успеваю посмотреть на проект, в котором сам участвую.

– Какая тема, предложенная телевидением, вас может сегодня заинтересовать как гражданина?

– Если кто-то там увеличил себе грудь, то это мне неинтересно. Другое дело, события, которые развиваются между США и Ираном, в Сирии и во всем арабском мире – это мне интересно. Почему? Если завтра в этих местах начнется война, то резонансом обязательно отразится и на нас. Вспомним слова господина Плейшнера из фильма «Семнадцать мгновений весны». Помните, он сказал: «Господин Штирлиц! Если меня второй раз начнут бить по ребрам, то я могу не выдержать!» Это я о втором потоке беженцев в Азербайджан, теперь уже из Ирана на случай проведения там военных действий.

– Вы любите комфорт?

– Очень! Я не гоняюсь за гламуром, богатством. Я просто люблю комфорт.

– В чем же он для вас заключается?

– Замечу, не роскошными, скажем, апартаментами в стиле арт-декор. По натуре я шведский социалист. Люблю все, уложенное в эконом-класс. У меня телефон, скромный финский мобильник, которым я пользуюсь уже на протяжении девяти лет, стоимостью 130 манатов. У меня есть возможность приобрести телефон и подороже, но я этого не хочу. То же самое могу сказать и о наручных итальянских часах, которые я ношу 12 лет. Такое же экономное отношение у меня и к другим вещам, включая одежду.

– У вас растут дети! Когда-нибудь они станут совершеннолетними и создадут свои семьи. Вы еще не примеряли на себя роль дедушки?

– Вы знаете, есть такой афоризм, который гласит: «Хочешь быть оптимистом, не смотри в будущее». Не будем загадывать. Пока передо мной стоит задача выполнить отцовский долг, а потом видно будет.

– Какую старость вы бы себе хотели?

– Хотелось быть в старости быть здоровым, внутренне свободным. И где-нибудь на берегу моря открыть свой ресторанчик с названием «У Бахрама». И чтобы туда приходили люди, мои знакомые сверстники, ужинать. Помните, в фильме «Однажды в Америке» есть интересный персонаж толстый Мом. И чтобы стены моего заведения украшали фотографиями из моей молодости и моего творчества, и конечно же, снимки старого дореволюционного Баку и советского периода.

– Вы хотели бы вернуться, как в одном американском фильме, в машине времени в свое прошлое?

– Хотелось бы, но умом понимаю, что это невозможно. Кто-то сказал из великих, что «воспоминания – это единственный рай, из которого нас не могут изгнать». Я живу в этом раю. К примеру, если взять город моего детства, то его больше нет, и никогда не будет. Сегодня Баку – это город моего сына Джавида.

– Над чем сейчас работаете?

– Скоро выйдет новая книга «Город моей молодости». Работаю над книгой «Тест для детей от дяди Бахрама». Готовлюсь к первоапрельским концертам КВН. И еще я получил приглашение для участия в съемках фильма. Но об этом пока не хочу говорить.

– Говорят, что все время играя и нося на лице маску персонажа, человек в итоге может потерять самого себя. Вы согласны с таким утверждением?

– Я богобоязненный человек и у меня такой маски просто нет. Есть только, когда я в роли на сцене.

– Вы занимаетесь спортом?

– Играю в гандбол. Недавно договорились с ребятами погонять в футбол или в баскетбол. Раньше я гонял в футбол во дворе своей школы №189.

– Какое у вас сохранилось отношение к педагогам своей школы?

– Исключительно теплое. С некоторыми из них, которые покинули Азербайджан, переписываемся посредством Интернета. Как правило, все они ностальгируют по Баку. Это заметно по акцентам, которые имеют место в каждом письме из-за границы. Недавно педагог Неля Шумилова приезжала из Израиля в Баку. Мы общались и вспоминали дни минувшие. В День учителя часто захаживаю в свою школу, чтобы поздравить своих учителей еще там работающих. Когда я вспоминаю свою молодость, то перед глазами проходит неореалистический фильм Федерико Феллини «Амаркорд». Он несёт значительный заряд ностальгии...

– Вы деловой человек и всегда заняты, а дома у вас смотрят развлекательные программы?

– На эти передачи у нас в семье поставлено табу.

– Вы довольны собой? Есть поговорка, что недовольство собой удел умных...

– Я доволен. Сказать, что недоволен, будет небогоугодным делом, и я пойду против Всевышнего.

– Как вы относитесь к пластике, которой пользуются звезды, чтобы остаться на долгое время внешне молодыми?

– Они нарушают божьи законы. Это грех, а за грехи люди платят очень дорого.

– Чем занимаются ваши дети?

– Моя дочь Таира стала недавно чемпионом Азербайджана по шашкам. А в Санкт-Петербурге на чемпионате мира она заняла среди восьмилетних участников восьмое место. Сын Джавид рисует. Он тоже недавно участвовал в выставке и получил диплом. Я работаю над общей физической подготовкой своих детей.

– Напоследок – шутка от Бахрама Багирзаде...

– Вопрос: «Почему у азербайджанцев такие темные волосы? Ответ: «Чтобы скрывать под ними свою светлую голову».

Автор – С. Кастрюлин
Источник – Эхо. 24.02.2012

Материал дублирован на Day.Az. 24.02.2012

Ранее на эту тему – статья «Мы абсолютно похожи, только без криминальных элементов – Бахрам Багирзаде»

Все материалы раздела «Публикации»